Сайт воспитателя 

 специалиста по ФЭМП


Меню сайта
Категории раздела
Здоровьесбережение [3]
Учим цифры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обновите страницу, чтобы сыграть в пятнашки заново


Главная » Статьи » Здоровьесбережение » Здоровьесбережение

СИСТЕМА РАБОТЫ МДОУ – ДЕТСКОГО САДА № 9 «СЕМИЦВЕТИК» ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ И ПЕДАГОГОВ ДОУ

Здоровье – неоценимое богатство человека, счастье само по себе. Философ древности Сократ считал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Для того чтобы выстроить эффективную систему методической работы по здоровьесбережению, нам необходимо было проанализировать уровень знаний, умений и практических навыков педагогов. С этой целью было проведено: тестирование «Здоровьесберегающие аспекты дошкольного образования», анализ НОД и режимных моментов с позиции здоровьесбережения. Выявленные проблемы обсуждались на педсоветах, проводились консультации для воспитателей.

В настоящее время все воспитатели и педагоги детского сада имеют достаточные знания о современных здоровьесберегающих программах и технологиях систематически используют в педагогической практике традиционные оздоровительные моменты: физминутки, динамические паузы, упражнения на дыхание, закаливающие мероприятия, отмечено преобладание высокого  уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья детей в организованных формах работы.

Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. В ДОУ разработан план физкультурно – оздоровительной работы на год.

Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию.

Расписание непрерывной образовательной деятельности и режим дня в ДОУ составлены на основе рекомендаций СанПиН, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности.

Регулярно осуществляется врачебный контроль.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы МДОУ используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье.

Проводится мониторинг двигательных качеств. В начале учебного года медперсонал и педагоги проводят обследование физического развития детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей). Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные ими заболевания, эмоциональный настрой, намечается план соответствующей работы по их оздоровлению.

Во время пребывания детей в детском саду, педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения.

Уже начиная с младшего возраста, на всех занятиях, воспитатели используют рекомендации к технологии В.Ф. Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:

  • располагают учебно-наглядный материал в разных частях группы, который дети находят и используют в своей работе;
  • проводят занятия в режиме смен динамических поз у стола, у мольберта, на индивидуальных подушках;
  • используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации или кризиса.

В группах среднего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А. Уманская, К. Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к. утомляемость детей данного возраста еще очень велика.

В комплексе утренней гимнастики и как часть занятия по ФИЗО воспитатели включают комплексы «Гимнастики маленьких волшебников» автор Т.В. Нестерюк.

В старшей и подготовительной к школе группе, учитывая длительность, количество занятий, а также повышенную умственную активность детей, педагоги используют упражнения помогающие снять напряжения во время занятий (технологии В.Ф. Базарного). На занятиях ФИЗО и утренней гимнастике выполняют дыхательную гимнастику, элементы массажа (автор А. Уманской, К. Динейки). На занятиях по ФЭМП (работа с тетрадью, ИЗО, лепке, конструированию педагоги включают гимнастику для глаз с использованием тренажера со зрительными метками (автор В.Ф. Базарный).

В музыкальные занятия и театральную деятельность включаются упражнения на релаксацию и психгимнастику (автор Н.И. Чистякова). Во время прогулки воспитатели напоминают о дыхании носом, особенно поздней осенью и зимой. Большое место в режиме дня всех возрастных групп отводится подвижным, дидактическим и словесным играм с элементами здоровьесбережения, а также включение специальных занятий по ЗОЖ.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В группах раннего возраста это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика в постели, уход за полостью рта.

Одним из эффективных способов закаливания являются, конечно же, занятия в бассейне. Посещают бассейн дети со средней группы по подгруппам через неделю, со старшей группы каждую неделю. Для более эффективного проведения занятий разработана и используется парциальная программа «Плаваем играя!»

Цель Программы:  Содействие оздоровлению, закаливанию детского организма, в обеспечении всесто­ронней физической подготовки; вовлечения детей дошкольного возраста в занятия физкультурой и спортом.

Задачи Программы:

  1. Способствовать гармонич­ному психосоматическому развитию.
  2. Совершенствовать защит­ные функции организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воз­действиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
  3. Совершенствовать деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  4. Разви­вать умение приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
  5. Формировать у ребенка рациональные, эконом­ные, осознанные движения; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
  6. Освоить технические элементы плавания.
  7. Обучить основному способу плавания «Кроль».
  8. Расширить круг гигиенических знаний, сформировать навыки самообслуживания и личной гигиены.
  9. Сформировать умения владеть своим телом в непривычной среде.
  10. Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.

При проведении занятий используется нетрадиционное оборудование привлекательное для детей. Занятия проходят в игровой форме, и к выпуску из детского сада наши воспитанники умеют и с удовольствием ныряют и плавают разными способами.

Большое значение для укрепления здоровья детей имеет двигательная активность. На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия, которые позволяют развивать такие качества, как гибкость, силу, выносливость. Расписание непрерывной образовательной деятельности составлено таким образом, что дети всех возрастных групп имеют возможность провести занятие в спортивном зале. При проведении занятий, инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры - эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Занятия проводятся с музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений инструктором, в тех возрастных группах, где это необходимо. Упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по физической культуре владеет знаниями возрастной психологии, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. В теплый период времени занятия проводятся на свежем воздухе.

Немаловажное значение в двигательном режиме имеют прогулки и походы. Все педагоги ДОУ владеют знаниями по организации и проведению прогулки в своей возрастной группе. Правильно организуют двигательный режим на прогулке, осуществляют индивидуальную работу по формированию основных видов движений (упражняют в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, бросание мяча в цель, беге, и т. д).  Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.

В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения.

Для оптимизации двигательного режима на прогулке в нашем детском саду специально разработана и включена в учебный план парциальная программа по физической культуре «Будь здоров малыш». (Составленная с учетом программ Глазыриной Л.Д. «Физическая культура дошкольникам» и Волошиной Л.Н., Куриловой Т.В. «Играйте на здоровье!»). Данная программа, нацеленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада посредством игровых физкультурных занятий на воздухе и предназначена для воспитанников всех возрастных групп.

Цель программы: оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства; сохранять и укреплять здоровье детей посредством организации и проведения нетрадиционных занятий по физической культуре на воздухе; формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, интерес к физической культуре.

Задачи программы:

  1. Формировать представления, умения и навыки в подвижных, спортивных играх и игровых упражнениях.
  2. Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, ловкость скоростно – силовые качества, реакцию на сигналы и действия в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы.
  3. Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
  4. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками.
  5. Содействовать гармоничному развитию детей.
  6. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям и подвижным играм на воздухе.

Программа реализуется воспитателями групп на воздухе 1 раз в неделю. Для реализации программы используется имеющаяся в ДОУ спортивная площадка.

Упорядочение режима дня, проведение занятий на свежем воздухе, регулярные физкультурные занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которое приносит детям радость, поддерживает хорошее настроение, побуждает к самостоятельности и абсолютно безопасно для здоровья детей, - всё это улучшает качество оздоровительной работы ДОУ.

А сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно в детском саду проводятся дни здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы: "Папа, мама, я - спортивная семья", фестиваль здоровья «Зимние забавы».

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья для дошкольников» (Ефименко «Театр физического воспитания»). Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Так же мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Так дети  старших и подготовительных группах по подгруппам 1 раз в неделю посещают кружок «Азбука безопасности».

Цель: формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение дошкольников к выполнению правил безопасности.
  2. Формировать у детей знания о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
  3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  4. Формировать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  5. Формировать элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил дорожного движения.

Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Воспитателем подготовительной группы Кукленковой Л.М. разработан и внедряется проект «Азбука здоровья».

Большое внимание в своей деятельности  мы уделяем работе с родителями и кроме совместных оздоровительных мероприятий мы регулярно проводим анкетирование, например, «Изучение социального здоровья семьи», «Что вы знаете о рациональном питании?» В нашем детском саду работает медико-психолого-педагогическая служба. В ней родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов. В течение года на вопросы заинтересованных родителей отвечают воспитатели, психолог, учитель – логопед, медицинская сестра. Родители получают первичные медицинские знания, приобщаются к здоровому образу жизни. Широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, семинары – практикумы ( «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе»), информация в родительских уголках, в папках - передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.). Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Таким образом, проводимая нами работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Все оздоровительные парциальные программы и проекты, над которыми мы работаем, объединены и систематизированы в проекте «Семицветик: семь цветов здоровья», который направлен на здоровьесбережение детей и сотрудников нашего детского сада. Проект рассчитан на детей всех групп, начиная с раннего возраста. В рамках оздоровительного проекта создана система оздоровительной работы, в соответствии с возрастными особенностями детей каждой группы.

Цель проекта:

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ; Систематизация мероприятий по организации    двигательной активности, оздоровления и закаливания детей.

Задачи проекта:

  1. Посредством практической деятельности создать условия для укрепления физического и психического здоровья детей.
  2. Определить модель двигательного режима в ДОУ, комплексно подходить к отбору программного содержания и методики проведения НОД  по ОО «Физическое  развитие».
  3. Организовать профилактическую, оздоровительную работу в условиях ДОУ посредством реализации здоровьесберегающих технологий.   
  4. Создать условия для осуществления оздоровительной деятельности, согласованного взаимодействия педагога, детей и родителей.
  5. Воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности:  развивать валеологическую культуру ребенка, основы валеологического сознания.
  6. Воспитывать у детей устойчивый интерес к спорту, физической культуре,  расширять творческий потенциал родителей в процессе работы с педагогами ДОУ.
  7. Выполнить анализ результативности и перспективности данного проекта. Воспитание здорового ребёнка в ДОУ осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Среди разнообразия форм работы с педагогами по данному направлению, одним из эффективных, считаем, проведение конкурсов среди всех возрастных групп. Проведение конкурсов в ДОУ дает возможность отработать систему взаимодействия всех служб педагогического коллектива, а также на практике реализовать функцию распространения и обобщения педагогического опыта.

Ведя систематическую работу по реализуемым проектам, воспитатели и сотрудники ДОУ делятся опытом своей работы не только в ДОУ, но и участвуя в различных профессиональных конкурсах и конференциях:

Наиболее значимая для нас II Всероссийская конференция «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» - Диплом III степени Всероссийского конкурса «Школа здоровья - 2016».

VI Региональная конференция онлайн «ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе» - доклад «Роль развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада в сохранении психического здоровья дошкольника». Баженова В.А.

III Всероссийский интерактивный конкурс «Мы выбираем здоровье» (участники воспитанники подготовительной к школе группы «Умники» с воспитателем Кукленковой Л.М. стали победителями конкурса)

Всероссийский творческий конкурс «Здоровье и спорт» - 1 место инструктор по ФИЗО Наливайко Т.И.

Всероссийский конкурс «Здоровьесбережение в ДОУ» - 2 место Кукленкова Л.М., Богданова Н.В.,  3 место Баженова В.А.

IX Всероссийский конкурс творческих идей «Солнечный экспресс» номинация «Прыг, скок, кувырок» - участие инструктор по ФИЗО Наливайко Т.И.

Всероссийская викторина «Физическое воспитание в дошкольном образовании» - 3 место инструктор по ФИЗО Наливайко Т.И.

Международная интернет олимпиада по физкультуре «Физкульт – Ура!» - Диплом I степени Сафонова О.А.

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения. Процент посещаемости в детском саду достигает 82% что в среднем составляет ежедневное присутствие 254 воспитанников.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 С.
  3. МДОУ - детский сад № 9 «Семицветик». Основная общеобразовательная программа  – программа дошкольного   образования: 2015.
  4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.115
  5. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2002.
Категория: Здоровьесбережение | Добавил: Nata (02.04.2017)
Просмотров: 1144 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт
Полезные ссылки
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Сайт воспитателя Ханиной А.Н.
  • Сайт воспитателя Баженовой В.А.
  • Сайт воспитателя Верижниковой Т.В.

  •