Секция №5
СБОРНИК ТРУДОВ участников VIII Всероссийской НПК «Современное непрерывное образование и инновационное развитие», прошедшей в г. Серпухове 13 апреля 2018 года стр.494.- 497.
Здоровый образ жизни!
Так, какой образ жизни можно назвать здоровым?
Только такой, который не приносит вреда здоровью,
позволяет поддерживать высокий уровень работо-
способности, хорошего самочувствия и настроения
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Основная задача родителей и педагогов – научить ребенка чередовать процессы труда и отдыха, правильно питаться, привить любовь к физическим упражнениям и закаливанию. Становление личности ребенка происходит постепенно, именно поэтому усилия воспитателей должны в полной мере поддерживаться в семье, где и происходит закладка характера и навыков детей.
Принципы совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка
ü Основным принципом совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка для педагогического коллектива является принцип здоровьесбережения - основополагающий принцип деятельности ДОУ, который предполагает использование особых здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья детей, построение целостной системы работы по формированию навыков здорового образа жизни с педагогами, специалистами детьми и родителями.
ü Принцип согласованности действий. Мы стараемся подробно познакомить родителей с правилами, действующими в ДОУ, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе невозможно сформировать у ребёнка основы здорового образа жизни. (Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня дома, чтобы избежать переутомления и кризисов ребёнка.)
ü Принцип единства целей и задач. Цели и задачи воспитания здорового ребенка должны быть понятны и едины для воспитателей, специалистов, медиков и родителей.
ü Принцип самовоспитания и самообучения. Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребёнка т.к. ребёнок тонко чувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.
ü Принцип системности и последовательности работы. В течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду в работе с родителями необходима системная и четкая последовательность в ее организации.
ü Принцип индивидуального подхода. К каждому ребенку и к каждой семье на основе учета интересов и способностей должен осуществляться индивидуальный подход как высшая степень дифференциации.
ü Принцип взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
Основные задачи ДОУ в системе работы с родителями
Педагогический коллектив МДОУ - детского сада № 9 «Семицветик» определил следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни.
4. Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
5. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
6. Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
7. Включение родителей в образовательный процесс.
Направления работы по реализации задач
В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.
• Информационно - просветительская
С целью реализации данного направления работы педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения регулярно информирует родителей об актуальных проблемах связанных со здоровьем детей. Проводится просветительская работа по вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В холлах и приемных детского сада оформлены информационные стенды: «Здоровье ребенка в наших руках», «Здоровье начинается с детства», «День за днем мы растем!» тематические папки - передвижки. Большой популярностью среди родителей наших воспитанников пользуется Книга «Привычка здорового образа жизни нашей семьи», в которой каждый из них может поделиться семейным опытом по оздоровлению детей.
Специалисты дошкольного учреждения регулярно проводят консультации по наиболее актуальным вопросам здоровьесбережения.
• Консультативная
Большую помощь оказывают родителям специалисты и медицинские работники в системе консультативной работы, особенно в период адаптации детей к условиям детского сада и при наличии у некоторых из них каких-либо проблем с физическим, психическим, интеллектуальным или социальным здоровьем.
Особое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется поддержке каждой семья в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В период оформления в дошкольное учреждение родители с ребенком могут прийти в группу, познакомится с педагогами, с помещениями детского сада, посетить «Игротеку» в кабинете психолога. В адаптационные период педагогом – психологом проводятся совместные игровые занятия с детьми и родителями «С мамой в детский сад», индивидуальные игровые сеансы.
В помощь родителям, специалистами разработаны печатные консультации и памятки по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
С целью формирования у детей и родителей мотивации к сохранению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни в ДОУ проводятся консультации специалистами и медицинскими работниками.
• Организационная
Включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению отдельных занятий, соревнований, праздников, развлечений, демонстрации личностных достижений воспитанников, опыта семейного воспитания и др.
• Диагностическая
Изучение личности родителей – необходимая предпосылка повышения эффективности взаимодействия с родителями. Современные родители, на наш взгляд, более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения начал эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. В ходе изучения потребностей семей им был предложен ряд анкет: по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ; по выявлению потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
Формы работы с родителями.
Современные требования к образовательной работе в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм ее организации, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Педагоги МДОУ - детского сад № 9 «Семицветик» используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе их дифференцирования в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры через информационные стенды и газеты для родителей. Информирование родителей о состоянии и перспективах работы отдельных групп и ДОУ в целом осуществляется на общих и групповых родительских собраниях и групповых консультациях.
На всех мероприятиях проводятся: анкетирование, интервьюирование, тестирование, собеседование, обмен мнениями с целью обеспечения обратной связи, диагностики и мониторинга.
Для реализации поставленных задач педагоги МДОУ используют интерактивные формы работы с родителями:
- родительские собрания в нетрадиционных формах (Мультимедийные презентации «Я хочу здоровым быть!», «Детский сад – территория здоровья», «За здоровьем- в детский сад!», «Игротека для взрослых и детей», индивидуальные игровые сеансы, семинары-практикумы, совместные тренинги для детей и родителей, дни здоровья, спортивные соревнования, праздники здоровья.
- выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фотовыставки «Семьи наших воспитанников», «Наши спортивные достижения», «Наш активный отдых», «Зимние забавы».
- организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;
- спортивные и другие праздники («Папа, мама, я - спортивная семья» и др.);
- «круглые столы»;
- статьи в газете ДОУ «Вести Семицветика» в разделе «Будь здоров, малыш!»;
- семейные фотовыставки «Мама, папа, я - спортивная семья»; «Наш домашний стадион»;
- выпуски «Книги «Привычка здорового образа жизни нашей семьи» для родителей». Это практическое пособие, в котором отражается семейный опыт создания здорового образа жизни. Эта книга полезна как для детей, так и для взрослых, бюллетеней, рекомендаций;
- ведение «Паспортов здоровья» и др.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Разработанная педагогическим коллективом МДОУ - детского сада № 9 «Семицветик» система социально-оздоровительной работы позволяет эффективно использовать возможности семьи и сделать родителей партнерами в решении задач по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Использование всех перечисленных форм в практике нашей работы помогает превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно такие встречи вызовут у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз, необходимость быть более активными и заинтересованными в формировании здорового образа жизни у своих детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» -Волгоград: Учитель, 2007.- 151 с.
- Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
- Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 96 с.
- Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры, Доскин В.А., Голубева Л.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. -110 с.
- Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. − М: Мозаика — Синтез, 2007–167 с.
- Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. — 2007. − № 7. — С. 70.
|